Эксперт ТГУ: обучение виртуальное, зачеты – реальные

В Москве прошла пресс-конференция Минобрнауки РФ, посвященная первым результатам реализации национального приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ». В качестве приглашенных экспертов выступили директор департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ Александр Соболев, директор ассоциации «Национальное общество технологий в образовании» Тарас Пустовой, ректор МИСиС Алевтина Черникова и директор Института дистанционного образования ТГУ Галина Можаева. Участники пресс-конференции обсуждали развитие электронного образования в России и как онлайн-курсы изменяют настоящее и будущее.

Современный мир становится цифровым, и зачастую цифровые копии определяют реальность – то, как будут выглядеть современное производство, самолеты, «умные» города, мир, в котором мы живем. Если у чего-то нет цифрового аналога, то в будущем, это, скорее всего, существовать не будет. Это означает, что процесс образования тоже должен быть цифровым, должен соответствовать реалиям современного и будущего мира. подчеркнул Александр Соболев

Для развития нового типа обучения в 2017 году на базах российских университетов созданы региональные центры компетенций в области онлайн-образования (РЦКОО). В конкурсе участвовало около ста заявок, из которых отобрали 10 лучших. Лидером по числу набранных баллов стал ТГУ.

В ходе пресс-конференции Александр Соболев отметил, что в национальный проект были допущены лишь те платформы и ресурсы, которые соответствуют новому уровню технологий и отвечают самым высоким стандартам качества. Задача региональных центров – тиражировать опыт использования и создания массовых открытых онлайн-курсов (МООК). На сегодняшний день количество онлайн-курсов в России невелико – около 240, примерно полмиллиона слушателей. По плану, за два года реализации проекта национального проекта число МООК должно вырасти до тысячи, количество пользователей – до двух миллионов. А к 2025 году эти показатели кратно увеличатся.

Директор ИДО ТГУ, на базе которого организован Томский региональный центр компетенций в области онлайн-образования, на встрече с журналистами представила опыт Томского государственного университета по продвижению МООК среди студентов и преподавателей.

Мы ведем работу в трех направлениях, Прежде всего, это работа со студентами. Почему сегодня они мало используют онлайн-курсы? Во-первых, потому что не знают об их существовании. Во-вторых, они не знают, что можно прийти с сертификатом к своему преподавателю и перезачесть результаты. В-третьих, студенты недостаточно мотивированы. Задача каждого из региональных центров в своем регионе и в тех, с которыми он работает (а ТРЦКОО охватывает 21 регион), – восполнить дефицит информации и научить потенциальных слушателей пользоваться МООК. рассказала Галина Можаева

В частности, ТРЦКОО информирует студентов о том, какие существуют платформы, как правильно на них работать, где можно найти нужные ему курсы, как лучше организовать самообучение, чтобы получить и новые знания, и официальный зачет по пройденному курсу. Для этого снимаются анимационные ролики, организован специальный клуб менторов, создан ряд других инструментов.

Еще один крупный блок деятельности ТРЦКОО – работа с преподавателями вузов и ссузов, которых обучают тому, как органично вписывать открытые онлайн-курсы в образовательную программу, помогают осваивать различные методики и выбирать их с учетом специфики предмета.

Как подчеркнула Галина Можаева, далеко не каждый преподаватель должен стать автором онлайн-курсов, но каждый должен их использовать. Тем, кто накопил уникальные знания, обладает креативным мышлением и харизмой, ТРЦКОО помогает разработать собственный курс и его сценарий.

Третье направление, которое уже начал развивать ТРЦКОО, – это работа со школами. Учителей и детей, являющихся потенциальными абитуриентами, тоже нужно готовить к работе с онлайн-курсами. Так, например, один из разъясняющих семинаров сотрудники регионального центра провели в томском Кванториуме. В 2018 году эта работа будет проводиться непосредственно в школах.